Привет, меня зовут Анна Гаврилова, я тимлид отдела дизайна в компании RDN Group. Основываясь на практическом опыте, я расскажу о том, что включает в себя дизайн-система, зачем она нужна, и в чём её преимущества.
Наша команда специализируется на разработке сложных и высоконагруженных решений для промышленных компаний: личных кабинетах, торговых площадках, порталах и интеграционных проектах. RDN Group — один из 30 партнёров 1С-Битрикс с расширенной компетенцией Enterprise. И, конечно же, на некоторых проектах мы разрабатываем дизайн-систему.
Эта статья для менеджеров проектов, маркетологов крупных компаний, IT-руководителей. Для тех, кто хочет понять, как работает дизайн-система.
Дизайн-система — это не просто дизайн и красивые компоненты, это ещё и перевод всех компонентов в идентичный HTML-код.
Дизайн-система — это объединение, укрепление и анализ пользовательских паттернов, магия между разработчиками и клиентами, без изобретения колеса заново.
Дизайн-система как маяк для кораблей.
Плюсы для бизнеса: сокращается время работы сотрудников. После того как дизайн-система реализована как на компонентах, так и на фронте, вёрстка одной страницы у дизайнера занимает около 2 часов вместо 7.
Что касается фронта (сейчас немного птичьего языка). Если в Figma правильно настроены токены, которые позволяют сливать код сразу в джэйсон, то заполнение джейсона фронтом проходит быстрее: время разработки страницы сокращается с 5 часов до 1,5 часа.
Далее участие сотрудников может быть не только минимизировано, но и вовсе исключено. Например, сам бэк уже на готовом решении от фронта может сразу вставить компонент, и он будет работать на сайте.
Ещё один плюс в том, что дизайн-система включает свод правил, компонентов, переменных, стандартизацию элементов, наглядный вид документации. Наличие таких продуктов может сильно удешевить процесс разработки страницы в будущем, потому что не требуются новые разработки и отрисовки, с этим может справиться бэк-разработчик.
Дизайн-систему можно сравнить с картой, которая помогает ориентироваться в сложном и многоуровневом пространстве пользовательского интерфейса. С её помощью команда может быстро и эффективно перемещаться между различными элементами, выходить из сложных лабиринтов, понимать взаимосвязи компонентов и находить оптимальные решения для улучшения пользовательского опыта.
Основные компоненты хранятся в Figma, раньше могли храниться и в Photoshop. Фронт хранится на сервере, свёрстанные компоненты, которые расписаны и «отджейсонены».
На фронте документация связана с информацией, как правильно заполнить тот или иной джейсон в зависимости от ЦМС, от шаблонизатора, на котором это всё делается. Есть компонент и внизу описан код, как его лучше применять и вставить.
Разработка зависит от наличия брендирования, брендбука, личного кабинета, продукта, UI-кита, понимания пользовательских паттернов.
В среднем при работе на проекте с нуля требуется 200 часов дизайнера и от 400 часов фронтенд-разработчика. Количество часов может варьироваться в зависимости от масштаба проекта.
Прежде всего дизайн система необходима крупным диджитал-проектам: интернет-магазины, корпоративные сайты, корпоративные порталы, сервисы. Для какого-нибудь лендинга будет достаточно разработки UI. Дизайн-системы следует внедрять, когда у вас множество сервисов на одном сайте, много продуктов и услуг, нет библиотеки документов и нет брендбука компании.
Наличие клиентского брендбука. Поддержание бренда компании во всех продуктах и услугах. Компания будет поддерживать конкурентоспособность на рынке, имея свои отличительные черты, набор элементов, которые ассоциируются с брендом.
Быстрое создание новых продуктов. Благодаря готовому набору элементов, дизайнеры могут быстрее создать новый продукт, а ИТ-специалисты — внедрить его. Например, вёрстка одной страницы без дизайн-системы занимает 7 часов, с использованием готовых компонентов — до 2 часов.
Улучшение UI. Последовательность в дизайне повышает юзабилити, помогает людям интуитивно пользоваться продуктом и не вызывает лишних вопросов.
Экономия расходов. В долгосрочной перспективе дизайн-система позволяет сэкономить деньги, так как не придётся каждый раз разрабатывать новые элементы при создании продукта или услуги.
Проработка UX. Анализируются пользовательские паттерны. Позволяет протестировать удобство кнопок, компонентов.
Разработка дизайн-системы идёт параллельно с созданием MVP проекта, после чего проводится сбор обратной связи, чтобы оценить UX, и вносятся корректировки.
Дизайн-система является живым организмом, который развивается и дорабатывается, пока существует проект. Как правило, дорабатываются самые сложные компоненты, которые могут коррелироваться с пользователями.
Анализ потребностей клиента. Продуктовый менеджер рассказывает аналитику о потребностях бизнеса.
Дизайнер реализует полученную информацию.
Дизайн-система апробируется на пользователях, снимаются метрики.
Вносятся корректировки.
В своей работе мы используем атомарный дизайн. Это методология, которая представляет собой разбивку построения сайта от простейших компонентов к сложным с правилами и токенами.
Этап 1: атомы.
Атомы — неделимые частицы. Используются для построения молекул.
Color — проработка колористики сайта, ввод в переменные и внедрение нескольких тем и цветовых решений.
Text — унификация шрифтового оформления разнотипного контента.
Icons — набор компонентных иконок с правилами построения под запрос клиента.
Этап 2: Молекулы.
Молекулы — функциональные элементы, используемые для построения организмов и шаблонов. Строятся из атомов.
Buttons — это элемент управления, который призывает выполнить действия на странице.
Checkbox, radio — элементы выбора вариантов.
Tabs — навигационные элементы для переключения сгруппированного контента.
Этап 3: Организмы.
Организмы — группы функциональных элементов, используемые для типовых операций. Строятся из атомов и молекул.
DatePicker — компонент для заполнения поля Дата с точностью до дня. Реализован с помощью выпадающего календаря, в котором можно выбрать год, месяц и число.
Tables — компоненты ячеек для таблицы с наборным контентом.
Fields — поля для свободного ввода любых текстовых и числовых данных, выбор возможных вариантов.
Этап №4: Шаблоны.
Шаблоны — готовые решения, которые отвечают какой-либо функции. Строятся из всех ранее созданных элементов.
Accordion — компонент для показа и скрытия дополнительного контента.
Может быть 2 видов:
Аккордеон активируется через кнопку.
Аккордеон активируется через заголовок.
В контентных частях у обоих видов аккордеона могут содержаться любые элементы.
Filters — компоненты разных видов фильтрации.
Дизайн-система — ресурсоёмкий, тонкий инструмент, который помогает обеспечивать эффективную и согласованную работу над проектом. Она полезна как для дизайнера, так и для фронтенд- разработчика. Дизайн-система позволяет создавать продукт, который удовлетворит потребности пользователя. Это важно для компаний, которые хотят оставаться конкурентоспособными на рынке и не терять клиентов. Применение дизайн-системы способствует ускорению работы над проектом, улучшению качества дизайна и достижению общих целей команды.